Законотворчество, нормотворчество, прецедент: вычеркните лишнее для российских судов

Несколько дней назад одна выпускница нашего института написала у себя ВКонтакте:

«Полностью согласна с утверждением ученого Ф. Бэкона, что «Дело судьи — истолковать закон, а не даровать его»….
Думаю, что высказывание «В России беспрецедентное право» приходилось использовать многим юристам в своей практике, выступая в защиту своих доверителей. Однако, казалось бы принцип разделения властей, предусмотренный Конституцией Российской Федерации, не позволяет судам вместо рассмотрения дела по существу, создавать новые правила поведения — нормы, но на практике порой мы сталкивается с противоположными примерами.
Действительно, толкование законов — это прерогатива органов правосудия.
Суды не создают законы, а толкуют их!»

Вот так незаметно от понятия «законотворчество» перешли к «нормотворчеству», а потом снова вернулись к «законотворчеству». Можно ли эти понятия отождествлять применительно к работе судей?

Вот, что я написал в качестве комментария:

«Марина, законы суды, конечно, не могут создавать, а вот нормы права, содержащиеся в них — запросто. Это утверждение основано на известном различии нормы как содержания и нормативно-правового акта как текста, выступающего формой или материальным носителем нормы. Нормы не могут существовать вне сознания людей, их смысл, в конечном счете, зависит от того, как будет понят текст. В этом смысле суды творят право во время толкования текста нормативного акта. Они приходят к какому-то понимаю и таким образом создают норму в окончательном ее виде. В этом же смысле все мы создаем право, поскольку стремимся понять написанное и устно или письменно сформулировать свое понимание. Правотворчество таким образом — это конкуренция идей, рождающихся в головах людей при чтении законов. В какой-то момент побеждает одна версия, в какой-то момент — другая. Вот почему важно быть специалистом в этой сфере и уметь убеждать других, что твой взгляд на вещи — лучший (логичнее, полезнее, экономнее, эффективнее), особенно, если ты не обладаешь властным ресурсом, как суды. А закон — это посто повод поговорить о том, какие в нем могут быть нормы права)».

Кстати, если уж говорить о разделении властей: исполнительная власть очень активно занимается нормотворчеством, а законодатели, принимая закон о бюджете на очередной год, активно решают вполне конкретные хозяйственные вопросы. Посмотрите на досуге закон о федеральном бюджете на какой-нибудь год — сколько там решений по распределению финансовых ресурсов государства между конкретными получателями денег. Более того, иногда законодатель создает юридические лица, принимая законы о государственных корпорациях, то есть для каждой корпорации (Росатом, Ростехнологии и другие) есть именной федеральный закон, а принятие такого закона вполне сравнимо с решением частных лиц о создании ООО или АО. Так что рассуждать о судебном нормотворчестве есть некоторые основания и это не обязательно разговор о прецедентном праве: https://youtu.be/GJ3hYK9Ww1Q?t=1966 (смотрите с 32 минуты)

Добавить комментарий